Дизайн

UX-дизайн на пальцах

Автор: арт-директор студии
Александр Дьяков
Краткое предисловие:

UX (user experience) — это дизайн, направленный на создание удобного взаимодействия пользователя и сайта.
UI (user interface) — дизайн, направленный на создание внешнего вида интерфейса.
Обе категории входят в большую группу CX — «consumer experience» (пользовательский опыт). Все действия компании (в том числе дизайн) направлены на формирование приятного пользовательского опыта.

С момента старта нашей деятельности мы работали с многими клиентами и поняли одну простую истину: если клиент понимает, что такое дизайн (зачем он нужен, какие проблемы он решает), то он знает сколько дизайн стоит. С такими клиентами работать легче, они знают тему, доверяют нашим решениям и даже слово «правки» в таких проектах не доставляет много мучений.

Совсем другая ситуация обстоит с противоположным типом клиентов. Для многих организаций малого и среднего бизнеса, дизайн — это не более чем обертка, зачастую еще и некрасивая.

Откуда берется первый тип клиентов, откуда второй и может ли второй эволюционировать в первый? Давайте разбираться.

Дизайн — это решение задач.

Вы можете спросить: «как это связано с UX?», но цель этой статьи заключается не в прочтении лекции про UX/UI, а рассказать о том, как это работает в реальной жизни на примере малого и среднего бизнеса.

Представим среднестатистическую доставку роллов в Саратове из бюджетного ценового сегмента. Нарисуйте в голове её название (сто первое японское словосочетание), представьте их сайт: блеклый, невзрачный, непонятные шрифты, неясный интерфейс, ужасные баннеры, заголовки и т.д. Сколько покупателей такой сайт теряет ежемесячно? Даже при самых скромных показателях, это 3-5%, а в условиях конкурентной среды, когда у конкурента ясный и понятный ресурс, эта цифра может достигать до 50%.

UX в данном случае начинается тогда, когда (если) предприниматель задастся вопросом «Как это можно изменить?».

Вот тут начинается конкретная задача. Когда к нам обращаются с данным вопросом, мы анализируем существующий сайт, отвечая на ряд вопросов:

•Сколько кликов надо сделать пользователю от главной страницы до оплаты заказа?

•Насколько эффективны конверсионные кнопки (корзина, положить в корзину, позвонить, сделать заказ)?

•Насколько эффективен каталог (наличие блоков апсейла и кросс-сейла, размер шрифтов, информация о товаре, навигация)?

Заметьте, здесь нет того дизайна, который понимает предприниматель первой категории. Всё, что мы делаем, прежде чем сесть за отрисовку — это анализ. Мы выявляем проблемы и потом начинаем их решать. Передвигаем кнопку наверх, изменяем читаемость шрифтов, переписываем тексты, описание и прочее, чтобы сделать их более продающими, отказываемся от лишней графики, чтобы ускорить загрузку сайта (особенно, если это бюджетный сегмент), располагаем блоки, пункты, кнопки и всё что угодно так, чтобы пользователь изучал не интерфейс сайта, а его содержимое.

UX-дизайн — это история не про оболочку, а про функционал.

На выходе мы имеем, как правило, черно-белый макет. Без какой-либо вкусовщины. Основные функциональные элементы. С ними мы идем к заказчику и проводим презентацию. Тут уже не стоят вопросы «нравится» или «не нравится». К каждому блоку есть статистическая информация, успешные примеры, анализ. И только после утверждения этого этапа начинается UI-дизайн, когда черно-белые прототипы обретают цвет и форму. Появляются красочные баннеры, цвета, тени, градиенты и все остальное, но не выходя за пределы прототипа.

Закончим избитой, но актуальной цитатой Стива Джобса:

«Дизайн это не то, как предмет выглядит, а то как он работает.»

Если вам нужен дизайн, который решает задачи, то напишите нам: