Маркетинг

Гайд по бесплатному продвижению
в соцсетях

Автор: менеджер по продажам
Анастасия Дубовкина
В самом начале пути предприниматели сталкиваются со сложностью поиска клиентов и продвижением продукции. Сегодня мы поговорим о том, как можно бесплатно продвинуть свои сообщества в социальных сетях. Многие платформы заинтересованы в развитии бизнеса, поэтому предоставляют многообразие инструментов для продвижения сообществ. Пойдем от менее эффективного к более сложным и качественным способам.

Бесплатное продвижение: #f4f

Пятое место в нашем персональном «топе» занимает такой старый и забытый многими способ продвижения как #f4f (follow for follow или подписка за подписку). Особенно удачно это работало в Инстаграме.

Да, для быстрого, а главное, бесплатного набора подписчиков, #f4f всё ещё работает. Но решите для себя, нужен ли вам этот мёртвый груз в виде ботов, интернет-магазинов, левых аккаунтов, которые никакого отношения не имеют к вашему продукту/услуге? С использованием #f4f придёт неминуемый спам в комментариях в виде мамочек с заработком от 35 тыс. и других способов заработать.

Если раньше #f4f ограничивался только большим количеством однотипных комментариев, то сейчас социальные сети умнеют и халявщиков автоматически банит система. Но «наши не сдаются» и теперь прикладывают больше усилий – от «взаимная подписка» мы пришли к «какая красивая фотка, я тоже красивые делаю – подпишитесь на меня». Повышает ли эта схема доверие людей к бренду или его авторитет? Нет, но хотя бы исчезает образ бота и спама.

Соцсети стали больше уделять внимания активности аккаунтов в соотношение с подписчиками, поэтому 2 лайка на фотографии от вас и вашей мамы не выведут бизнес в топ. Одна из главных проблем взаимных подписок заключается как раз в их последующей безынициативности.

Теперь вашим подписчикам выходят в ленте посты, к которым вы проявляете активность, уверены, что хотите выставлять «тёмную сторону» продвижения на всеобщее обозрение?

Целевая аудитория – вот, что вам нужно! Бесплатный массовый фолловинг поможет в этом. Если ваш маркетинговый бюджет равен нулю, то ловите лайфхак – целевую аудиторию можно выделить вручную через поиск идентичных пабликов и массфоловинг на их подписчиков. Или вы можете воспользоваться специальными сервисами, здесь можете почитать о них подробнее: internet-marketings.ru (у многих сайтов есть ознакомительный бесплатный период, так что пользуйтесь – не благодарите). Тем не менее, будьте осторожны с использованием сторонних сервисов.

Первые шаги на пути к крутому паблику

Следующим инструментом бесплатного продвижения является активность в сообществе. Это связано с тем, что активность аудитории, выраженная в виде количества лайков, репостов и комментариев, выступает в качестве своеобразного «отзыва» о вашем блоге. Насколько бы не был хорошим ваш контент или бизнес, никто об этом не узнает, если у вас нет аудитории. Трафик очень важен для развития сообщества. Социальная сеть не будет приносить заказы «само по себе», вам нужен постоянный поток пользователей, поэтому разберем несколько способов привлечения аудитории в аккаунт.

Долгое время популярностью пользовался инвайтинг, то есть отправление приглашения вступить в группу своим друзьям с помощью системы. На данный момент, в изначальном виде этот инструмент себя изжил. Долгое время эта функция была ограничена самим ВК и всячески пресекалась из-за своей «спамности». Недавно, на VK Content Day (конференция ВК), было объявлено о запуске доработанной версии приглашений в сообщество. Что нового? ВК создал «систему отсеивания спама», так, если после рассылки 250 приглашений сообщество получает позитивную реакцию, то лимит увеличивается до 1 000 приглашений и т.д. Так происходит отсеивание «недобросовестных» администраторов и более точная настройка аудитории. Считается, что эти нововведения помогут вернуть доверие пользователей.

Беспроигрышным вариантом всегда был и будет органический трафик в виде репостов и лайков. Простым языком, ваши посты обретают большую аудиторию абсолютно бесплатно за счёт действий самих пользователей, которые распространяют ваш контент на своих личных страницах. От сущности контента напрямую зависит вероятность репоста, например:

– познавательный контент (к примеру, репост, чтобы не забыть);

– пост отражает состояние пользователя: репост из-за эмоциональной составляющей, в сиюминутном порыве;

– тематический пост: репост из-за определенных пристрастий человека;

– голосование/опросы: «действие порождает действие», то есть пост, предполагающий активность, всегда вызывает интерес.

Универсальным способом будет использовать правило ключевых слов, вне зависимости от места размещения: в названии, описании группы, названии статьи, в самой публикации. Выберите 3-4 самых эффективных ключевых запроса, которые описывают ваш бизнес. Так поисковые системы (Яндекс, Google) выведут ваш паблик в топ поиска, так как ВК пользуется авторитетом у этих систем. Позиция в топе поиска зависит от того, насколько часто им пользуются сами пользователи. Стоит учитывать, что индивидуализированные запросы (если вы молодая компания на рынке) малоэффективны. Например, у фразы «сдаем в аренду помещения в Саратове» больше шансов попасть в топ, чем у «компания "Ромашка" сдаст квартиру рядом». Также, по запросу по эмейлу, номеру телефона можно найти сообщество.

Не бойтесь затрагивать в своих блогах обсуждения, высказываться по спорным моментам (в пределах своей компетенции). Поощряйте общение подписчиков, отвечайте им в комментариях на вопросы. Активность создает образ всего сообщества, поэтому все отходят от массового фолловинга — «мертвого груза», ценится только тот подписчик, который заинтересован в вашем продукте.

Дарить подарки не только приятно, но и выгодно

Качественных постов недостаточно для того, чтобы «пробить» потолок подписчиков? Пора задуматься о материальной мотивации ваших подписчиков. Третье место в нашем топе занимают конкурсы и розыгрыши. Конкурсы и розыгрыши ВК – прекрасный способ взбудоражить аудиторию паблика или же её привлечь. Их разновидности зависят напрямую от цели, но их объединяет одно – мотивация в виде приза. Начнем с самого начала. Какие потребности может закрыть конкурс/розыгрыш? Это может быть привлечение новой аудитории, повышение активности в паблике, повышение продаж или продвижение нового продукта.

А теперь разберем самые эффективные разновидности конкурсов.

Это, во-первых, мини-конкурсы, которые благодаря своей простоте позволяют вести их на постоянной основе и отлично поднимать активность в группе. Здесь должны быть максимально простые условия, короткий срок и разнообразие тематики, например, конкурс-лотерея, где победителя выбирают среди правильно ответивших на задачку рандомно.

Творческие конкурсы как специфическая разновидность тоже пользуется популярностью. Здесь особое внимание уделяется сущности: фотографии, видео, оригинальные отзывы/комментарии, рисунок и тд. Этот способ не про дешевизну и быстрый результат — охват подобных конкурсов, зачастую, минимальный, но качественный. Прилагать усилие будет только целевая аудитория, которой по-настоящему интересен контент группы/приз. Плюс, вы можете обзавестись дополнительными материалами для вашего бренда, например, Skillbox запустил конкурс на оригинальный отзыв и лучшие варианты попадут в их рекламную кампанию.

«Купи и участвуй в розыгрыше» — это стандартный вид, если говорить о повышении продаж или лидов.

Конкурсы репостов/лайков/комментариев (легко набрать необходимую «массу» подписчиков быстро, но если вас интересуют именно продажи, то этот способ не подходит, самой качественной целевой аудитории с помощью подобных конкурсов не набрать).

Конкурс не оправдал ожиданий? Не стоит забывать и об условиях проведения конкурса: никаких приглашений друзей в сообщество и призывов вступить в десятки сообществ из списка, в пролете также сбор определенного количества репостов/лайков под копией записи о конкурсе на личной странице (велика вероятность накруток). Упростите работу администратору группы – максимально подробно расскажите об условиях: сроки конкурса, приз (желательно с фотографией, это поможет привлечь внимание), как выберут победителя, кто может принимать участие. Если приз был правильно подобран под вашу ЦА, то пользователь точно не пропустит запись. Всё это позволит избежать траты времени на ответы на вопросы.

И в заключении поговорим о самой приятной части конкурсов — выгоде пользователя (призе). «Подарок» – это история не про желание раздать ненужные вещи или передарить подарок, а обратной стороной «дарения» будет не просто ответная реакция получателя. Приз – одна из основных причин участия в конкурсах, если это не построено именно на получении опыта и непосредственном интересе. То есть приз должен быть полезным, выбирать его необходимо исходя из целевой аудитории (продукция вашей компании или сертификат на покупку вашей продукции).

Что можно сказать о конкурсах/розыгрышах ВК: конкурсы в соцсетях — отличный способ сформировать целевую аудиторию, повысить вовлеченность подписчиков и поднять охват. Для бизнеса конкурсы — это возможность увеличить посещаемость сайта или количество заказов. Успех конкурсов зависит от времени, условий и площадок для рекламы. Для максимального эффекта важно использовать разные инструменты продвижения и постоянно экспериментировать.

Сотрудничаем с пользой

Итак, мы все ближе к первому месту, а пока что поговорим о взаимном пиаре и его особенностях. Вы уже набрали минимальное количество подписчиков, нашли свой контент и теперь готовы к дальнейшему расширению аудитории. Оптимальным рабочим вариантом является сотрудничество групп. Существуют специальные сообщества, которые занимаются «сведением» групп для взаимовыгодного сотрудничества (зачастую за символическую плату).

Есть базовые правила выгодного сотрудничества:

– выбор подходящего именно вам типа сотрудничества: взаимный пиар (репост поста), ссылка на группу (на панели справа), реклама;

– группы не должны быть прямыми конкурентами, но при этом иметь смежную целевую аудиторию (разные, но объединённые общей тематикой проекты);

– подготовка рекламного поста: рекламный пост должен быть уникальным и крутым, советуем выбирать эмоционально окрашенные публикации;

– проводите тщательный анализ потенциального сообщества-партнера: не всегда количество подписчиков является решающим фактором (проверяйте на «мертвый груз», не больше 15%, можно проверить с помощью бесплатного приложения AntiDogs), ориентируйтесь на контент (интервал между постами не больше 2 дней); маленькие оригинальные сообщества будут ценнее в качестве партнеров; не стоит выбирать для сотрудничества группы, захламленные рекламными записями — велика вероятность просто затеряться в ленте.

Отдельно важно отметить информационные сообщества, которые идеально подходят для публикации вашего общественно полезного продукта (например, городские паблики) — бесплатно и очень эффективно, в подобных сообществах сидят активные пользователи, которые всегда готовы комментировать и лайкать ваши посты (благодаря новой функции ВК с указанием авторства, пользователи с большей вероятностью перейдут на ваш паблик).

В чем ваша уникальность?

Мы подобрались к первому месту, барабанная дробь…

И это качественный контент. Да, все крутится вокруг начинки. Вышеперечисленные способы не сработают, если у сообщества нет идейного контента в принципе. Какая бы ни была оболочка, суть всегда будет ценится больше. Но и здесь есть свои особенности: качество и уникальность — это абсолютно разные вещи.

Уникальный контент — актуальный и востребованный продукт с собственной смысловой нагрузкой. Как работает хайп? Вы создаете контент, отвечающий существующим реалиям, зачастую в шуточной форме, либо это абсолютно инновационная идея, доселе не виданная Интернету, и поднимаете уровень узнаваемости бренда в разы. Единственная загвоздка заключается в том, можете ли вы создать такой контент по своей тематике или нет.

Например, BossLogic или как сделать так, чтобы каждое появление в социальных сетях обсуждали тысячи людей. Интернет-художник знаменит тем, что рисует актеров в роли персонажей, на роль которых их утвердили. Никаких немыслимых рекламных бюджетов, команды профессионалов — только творчество и уникальность. Вы точно видели эти творения, но возможно не знали автора, так вот, это BossLogic. Еще один современный феномен — это Покрас Лампас. Стал знаменитым благодаря каллиграфии, сейчас его картины покупают члены королевских семей. Секрет успеха, по словам самого художника, заключается в постоянном самосовершенствовании и работе.

Но что делать, если вы – небольшая компания, а творческих способностей примеров выше вам не хватает? Не расстраивайтесь, нужно просто хорошенько подумать. В любой сфере можно «нашуметь». Несколько лет назад в интернете была популярна история одной компании, которая производила блендеры. Весь её контент-маркетинг строился на позиционировании, что их блендеры могут перемолоть что угодно, а паблики были завалены видео, как эти ребята перемалывали в свой технике, к примеру, айфоны.

Качество же — это разнообразие постов, постоянная активность; позиционирование сообщества как бренда/организации; наличие продуманного контент-плана. Контент — то, ради чего человек возвращается в сообщество. Копирайт или рерайт тоже бывает качественным, главное, чтобы он был полезен и ценен для вашей аудитории. Для формирования законченного образа компании следует использовать разные типы контента (от новостного до развлекательного, но в рамках вашей тематики).

Поздравляю, теперь вы знаете почти все о бесплатном продвижении в социальных сетях. Надеемся, что вы открыли для себя новый инструментарий для развития бизнеса, или хотя бы переструктурировали в голове уже знакомую информацию. С удовольствием послушаем о вашем опыте в этой сфере, с какими трудностями вы столкнулись и что из нашего «топа» уже опробовали?
Если вам требуется помощь в продвижении вашего бизнеса,
то напишите нам: